Обновленный Лесной кодекс вступил в силу с 23 января 2024 года. Соответствующий Закон от 17 июля 2023 года №293-З «Об изменении Лесного кодекса Республики Беларусь» подписал Президент Республики Беларусь.

Документ предусматривает сразу несколько важнейших изменений: 
✔наделение местных исполнительных и распорядительных органов полномочиями на отнесение лесов к категориям и (или) перевод из одной категории в другую;

✔уточнение перечня полномочий должностных лиц, на которых возлагаются функции государственной лесной охраны, направленных на совершенствование работы должностных лиц государственной лесной охраны, в том числе и на проведение мероприятий по недопущению фактов причинения вреда лесам;

✔выполнение поручений Главы государства, в части упрощения нормы, позволяющей гражданам осуществлять изъятие путем выкапывания дикорастущих растений для использования в озеленении земельных участков, предоставленных гражданам для целей, предусмотренных законодательством об охране и использовании земель;

✔установление перечня нарушений, за совершение которых вред, причиненный окружающей среде, в результате незаконной рубки считается причиненным.

К примеру, Законом расширяется перечень должностных лиц, относящихся к государственной лесной охране: работники государственных природоохранных учреждений, подчиненных республиканскому органу государственного управления по лесному хозяйству, т.е. РЛЗ "Налибокский" и пресс-секретарь Министерства лесного хозяйства Республики Беларусь. 

При выполнении служебных обязанностей должностные лица, на которых возлагаются функции государственной лесной охраны, обязаны носить форменную одежду со знаками различия, а также иметь при себе и предъявлять по требованию служебное удостоверение. Должностные лица, на которых возлагаются функции государственной лесной охраны, при проведении полевых мероприятий в случае необходимости маскировки под обычных граждан имеют право находиться без форменной одежды со скрытым нагрудным знаком. 

Уточняются также и полномочия должностных лиц, на которых возлагаются функции государственной лесной охраны. Законом закрепляется, что должностные лица гослесохраны: 

✔проводят полевые мероприятия в целях оперативного выявления и пресечения нарушений законодательства в области охраны и использования диких животных, относящихся к объектам охоты и рыболовства (в арендуемых и переданных в безвозмездное пользование рыболовных угодьях), древесно-кустарниковой растительности и иных дикорастущих растений на территории лесного фонда, его защиты и воспроизводства;

✔используют технические средства, в том числе аппаратуру, осуществляющую звуко- и видеозапись, фотосъемку, ксерокопирование, устройства для сканирования документов, идентификаторы скрытых изображений; 
✔используют транспортные средства специального (оперативного) назначения, оборудованные специальной световой (проблесковые маячки синего цвета) и звуковой сигнализацией;

✔в ходе проведения мероприятий по охране и защите лесов имеют право останавливать транспортные средства;

✔осуществляют задержание лиц, совершивших преступление или административное правонарушение, для передачи (доставления) органам, уполномоченным осуществлять уголовное преследование или вести административный процесс в соответствии с их компетенцией; 

✔осуществляют проверку документов на право использования объектов растительного и животного мира на территории лесного фонда, в том числе на дорогах общего пользования, проходящих через лесной фонд, на лесных дорогах, осуществления рыболовства (в арендуемых рыболовных угодьях) и охоты, осуществления лесопользования, а также документов, удостоверяющих личность граждан, при наличии фактов, указывающих на совершение ими преступлений или административных правонарушений;

✔направляют материалы полевых мероприятий государственным органам, иным юридическим лицам для рассмотрения по компетенции и принятия мер реагирования;
✔используют носимые видеорегистраторы в порядке, установленном республиканским органом государственного управления по лесному хозяйству.

Законом также уточняется понятие вреда, причиненного лесам в результате незаконной рубки. В частности, это: 

✔рубка, изъятие, удаление древесно-кустарниковой растительности без разрешительного документа (лесорубочного билета, ордера);

✔рубка, изъятие, удаление древесно-кустарниковой растительности по разрешительному документу, выданному в нарушение ограничений и запретов, установленных статьей 19 Лесного Кодекса;

✔рубка, изъятие, удаление древесно-кустарниковой растительности, подлежащей сохранению при назначении и проведении санитарных оздоровительных мероприятий;

✔рубка, изъятие, удаление древесно-кустарниковой растительности в границах природных территорий, подлежащих специальной охране, выделенных в местах нахождения глухариных токов, а также в 300-метровой полосе вокруг них, при проведении рубок главного пользования, а также в период с 1 марта по 15 июля рубок промежуточного пользования и прочих рубок (за исключением проведения сплошных санитарных рубок, выборочных санитарных рубок в хвойных насаждениях в очагах стволовых вредителей и болезней лесов — корневой губки и опенка);

✔рубка, изъятие, удаление насаждений, не достигших возраста рубок леса, при проведении рубок главного пользования.

Иные нарушения законодательства об использовании, охране, защите и воспроизводстве лесов, об охране окружающей среды не влекут вреда, причиненного окружающей среде в результате незаконной рубки.

Также документом уточняется, что вред считается причиненным лесам при установлении факта заготовки древесного сока в запрещенных местах и (или) с деревьев, не подлежащих подсочке. 

Закон предусматривает и ряд иных новшеств, направленных на повышение эффективности ведения лесного хозяйства.

 

По материалам Пресс-службы Минлесхоза